Сулакина Светлана Евгеньевна, воспитатель.
Технология "Портфолио дошкольника"Технология детского портфолио в ДОУ. Хабарова Т. В. Пояснительная записка «Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок» Новикова Т.Г В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. Портфолио дошкольника - это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.(1) Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке. Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка. Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио мы решила сделать его виде папки с файлами. Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения». На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку. Цель технологии детского портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Задачи: · создать ситуацию успеха для ребёнка, · содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей, · развивать и расширять круг познавательных интересов, · формировать установку на творческую деятельность, · формировать положительные нравственные качества личности, · способствовать приобретению и развитию умений рефлексии, · создать условия практического применения приобретённых знаний и умений, · наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка. Функции данной технологии: · мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная), · в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная), · пользовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая), · меть самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая), · портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая), · портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая), · и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая). Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты. Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио. Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием. Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации. Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким. И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии. Информация собирается воспитателем и родителями за время пребывания ребёнка в детском саду. Как же запускается технология детского портфолио? Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.). Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией. Алгоритм запуска технологии детского портфолио: 1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио; 2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); 3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями; 4 шаг – определение критериев оценивания; 5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации). В качестве критериев мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления. Этапы работы: I – Постановочный. Определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса, структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) II – Поисковый. Сбор информации. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями. Оформление портфолио. III – Заключительный. Презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д. Принципы работы: Принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю. Принцип совместной деятельности и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности. Структура портфолио. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем мы использовать следующие рубрики: 1. «Познакомьтесь, это я». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацию о том, что означает имя ребёнка. 2. «Я расту» : помещаются фотографии разного возраста ребенка. 3. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи. 4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья». 5. «Мои достижения»: грамоты, фото с соревнований и т.д. 6. «Мои путешествия»: фото семейного отдыха, прогулок, походов. 7. «Мой детский сад»: : помещаются фотографии педагогов, ребенка в группе, на утренниках и т.д. 8. «Мое творчество»: работы на занятиях по изодеятельности. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами. Но технологией это становится только тогда, когда идет не только накопление материала, а когда с ним начинают работать определенными методами, способами и приемами. Ведь для каждого ребенка нет ничего более интересного, чем он сам и всё, что с ним связано. Когда наши дети стали участвовать в различных конкурсах и получать грамоты и благодарственные письма, мы заметили, что детям интересно этим делиться со сверстниками, рассказывать о своих достижениях. Формы работы с детьми в технологии детского портфолио: Индивидуальные: 1. рассматривание образца портфолио (коррекция плохого настроения ребенка – рассматривает, рассказывает, вспоминает). 2. индивидуальная беседа с ребёнком (мотивация для последующей работы, чтобы задать направление деятельности). 3. индивидуальная работа с ребёнком (по совместному дополнению портфолио материалами). 4. ОБЖ (правила поведения с домашними и дикими животными). Групповые: 1. развитие речи (составление описательных рассказов, рассказов из своего опыта, рассказ о себе, о своей семье и т.д.). 2. социальный мир (мир профессий, кем я хочу быть и т.д.). 3. мир природы (по фотографиям и впечатлениям от путешествий – рассказы о природе своего края, о природе и животных других стран). Подгрупповые: 1. минутка вхождения в день (рассматривание портфолио со сверстниками для создания положительного настроя на день и т.д.). 2. дополнение портфолио материалами (грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма, фотографии с мероприятий, проводимых в ДОУ, творческие работы и т.д.). 3. страничка по интересам (обмен впечатлениями по интересам: футболисты, путешественники, любители домашних питомцев и т.д.). Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственнее подходить к выполнению творческих заданий, очень им хочется, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Формы работы с родителями в технологии детского портфолио: Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекли активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показали остальным, к родительскому собранию был подготовлен доклад о роли портфолиоиоегоструктуре. Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на наши предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями о заполнении страничек. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать. Вывод: Детское портфолио – это: · технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей; · способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка; · коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха; · инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития; · форма работы с детьми; · форма работы с семьёй. Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть построен воспитательно-образовательный процесс, который позволяет развивать и формировать личностные качества, необходимые каждому ребенку. Он вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье Список литературы: 1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с. 2. Дошкольное воспитание № 2 – 2012г. «Качество дошкольногообразования: концептуальные подходы к определению и оценке». Скоролупова, Н. Федина. 3. Руденко И. Портфолио дошкольника //Обруч. – 2005. - N6 7 декабря 2019 в 13:01
Прикреплённые файлы:Документ: Технология "Портфолио дошкольника" Описание файла:Файл называется: tehnologija-portfolio-doshkolnika-2_mrs3j.pptx Это официальный файл организации «Сулакина Светлана Евгеньевна, воспитатель.», в нём содержится Технология "Портфолио дошкольника". Размер файла: 2,71 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.